Приходите к месту встречи

Приключения итальянцев в России

Там, где в Александровском саду Верхний и Средний разделены мостом, очень ярко проявляется изначальная функция Кремля – оборонительная. Мост соединяет две кремлевские башни, Троицкую и Кутафью. Слово «кутафья» обозначало полную, неповоротливую женщину. Такой и смотрелась эта башня, пока ее в 1685 году не украсили ажурной «короной» с белокаменными деталями. Вообще же эта башня была поставлена отнюдь не для красоты, а для усиления обороны. Такие сооружения назывались «барбакан» (от средневекового латинского «barbecana» – «внешнее укрепление города или крепости») и служили для дополнительной защиты ворот. Может быть, сейчас башня выглядит странновато, но лет четыреста назад это было последнее слово фортификации. Отводную стрельницу окружали Неглинка и ров, заполненный водой. Единственный вход в укрепление закрывался подъемным мостом. По окружности второго этажа шли бойницы подошвенного боя и машикули – так назывались навесные бойницы (от средневекового французского «mache-col» – «бить в голову»), предназначенные для поливания кипящей смолой супостата, «буде отважится оный пойти на приступ».

1. Васнецов А.М. В осадное сиденье. Троицкий мост и башня Кутафья. 1917 год

Башню построили в 1516 году под руководством миланского архитектора Алевиза Фрязина. И вот здесь самое время рассказать о приключениях итальянцев в России. Фрязин – это вовсе не фамилия, это наименование по географическому признаку. В XIV–XV веках словом «фрязин» (искаженное «франк») называли генуэзцев и венецианцев, добравшихся до Руси раньше других жителей Римской империи, а потом и всех итальянцев. Алевиз – так преобразовалось в русских документах непривычное для русского уха имя Алоизий. Но если рассказывать с самого начала, то первым из попавших в Россию итальянцев был человек, упоминавшийся в летописях как Антон Фрязин. Он приехал в Москву в 1469 году в составе свиты польского кардинала Виссариона, чья миссия заключалась в подготовке брака Ивана III и Софьи Палеолог. Как попал в эту свиту зодчий Антонио Джиларди, не очень понятно. Возможно, сама Софья выразила желание, чтобы резиденцию для нее создал европейский архитектор, потому что будущей царице требовалось не только жилье, но и помещение для библиотеки. Те книги и манускрипты, которые ей предстояло привезти с собой как часть приданого, имели огромную ценность уже тогда, а сейчас легендарная библиотека Ивана Грозного вообще стала сказочной грезой любого археолога.

2. Софья Палеолог (пластическая реконструкция С.А. Никитина). 1994 год

Во всяком случае, первая из башен, построенная Антонио Джиларди, неспроста называлась Тайницкой. Сохранились свидетельства, что от нее шли тайные подземные ходы – один в сторону реки, а другой – в глубь Кремля, к царским палатам. Вторая построенная им башня называлась Свибловой (поскольку рядом располагались палаты бояр Свибловых), впоследствии – Водовзводной. Слегка перестроенная, она дошла до нашего времени, много всякого пережив. В 1805-1806 годах башню разобрали до фундамента и сложили вновь, но в 1812 году отступавшие из Москвы французские войска башню взорвали. Восстановил ее в 1816-1819 годах Осип Бове (тоже, кстати, итальянец по происхождению, только его фрязином уже никто не называл, хотя фамилию Бова переиначили по тогдашней моде на французский манер). Еще можно предположить, что первое производство кирпича наладил все тот же Антон Фрязин, ведь стены и башни прежнего Кремля, возведенные при Дмитрии Донском, были частично из бревен, частично из глыб белого известняка.

3. Водовзводная башня Кремля (дагеротип). 1841 год

Следующим, кто приложил руку к строительству Московского Кремля, был Родольфо Фиораванти дельти Альберти, по прозванию Аристотель. Этот человек был прекрасным инженером и законченным авантюристом. Русский посланник сманил итальянца в Россию, воспользовавшись сложной ситуацией, в которую тот в очередной раз попал. Потомственный архитектор, умелый литейщик, чертежник и химик, Фиораванти достаточно быстро получил известность в Италии. Сначала в родном городе, где он передвинул колокольню Сан-Марко, за что городской совет Болоньи присвоил ему звание старшины лоджии каменщиков и назначил пожизненное обеспечение. Потом Фиораванти пригласили в город Ченто, где нужно было выпрямить колокольню. Тридцатилетний зодчий успешно справился и с этой задачей. Однако очень скоро он потерпел сокрушительное фиаско в Венеции, куда был приглашен, чтобы выпрямить башню при церкви Сан-Анжело. Архитектор недооценил коварство венецианского грунта, и на третий день после окончания работ колокольня рухнула, похоронив под собой десяток прохожих. Зодчий спешно покинул Венецию и никогда больше туда не возвращался.

4. Миланский замок Сфорца. Современная фотография

Со временем эту неудачу заслонили несколько новых и успешных проектов, и Фиораванти получил приглашение от миланского герцога Франческо Сфорца принять участие в постройке его замка. Когда через шесть лет замок был построен, Аристотель Фиораванти уже мог с полным основанием считать себя специалистом по фортификации. Именно такого человека и искали посланники царя Московского. Найден ими он был в 1474 году, вскоре после выхода из тюрьмы, куда попал по обвинению в сбыте фальшивых монет. Лишенный всех привилегий и серьезно подмочивший репутацию, Аристотель Фиораванти внимательно выслушал предложение русского посланника Семена Толбузина и ответил согласием. Вот так и получилось, что миланский замок Сфорца был построен еще раз, но уже в других широтах. Разумеется, речь идет не о копировании – но о применении большинства известных на тот момент «инженерных и дизайнерских решений», учитывавших все особенности местной специфики, от рельефа до климата. Хотя чертежей не сохранилось, авторство Аристотеля Фиораванти в создании общего проекта Московского Кремля не вызывает сомнений.

5. Басин П.В. Царь Иван III поручает Аристотелю Фиораванти заказ на чеканку монет в 1479 году. XIX век

Однако прежде чем приступить к главной задаче, Аристотелю Фиораванти пришлось заняться делом более срочным, и здесь он тоже сумел блеснуть. Оказалось, что неприятности у зодчих случались не только в Италии, и примерно в те дни, когда Фиораванти сидел под следствием, в самом сердце Москвы рухнул почти достроенный Успенский собор. Вот его-то и нужно было отстроить заново (псковские мастера на вторую попытку уже не отважились, да никто их особо и не уговаривал), а прежде чем строить, следовало избавиться от обломков. Аристотелю хватило семи дней, чтобы разобрать остатки стен; говорили, что он бы управился и меньше чем за неделю, если б успевали подручные вывозить битый камень.

6. Панов И. Царь Иван III и Аристотель Фиораванти. 1873 год

В свои 60 лет Фиораванти не только накопил огромный опыт, но и сохранил гибкий ум. Он не стал углубляться в тонкости православных канонов и изучать русскую архитектуру, – подобно садовнику, он привил к ней плодоносящие ветви, привезенные с родины. Взяв за образец внешний вид Успенского собора во Владимире, зодчий сделал нечто похожее, только лучше. В русской архитектуре впервые применялись крестовые своды в один кирпич, металлические внутристенные и проемные связи. Эти и другие «импортные» инженерные решения позволили создать храм небывало просторный внутри и не перегороженный стенами, поскольку своды опирались на колонны. Помня о судьбе рухнувшего собора (да и собственных неудач не забывая), Фиораванти заложил очень мощный фундамент на вбитых в землю дубовых сваях. Такой прием на Руси тоже применялся впервые.

7. Успенский собор Московского Кремля. Фотография из альбома Н.А. Найденова 1883 года

Главной же задачей оставалась постройка неприступной крепости. Подземные ходы, использование естественных водных преград и специально вырытых рвов, а также применение прочих хитростей фортификации делали Кремль очень надежным оборонительным сооружением своего времени. По окончании работ зодчий вознамерился вернуться на родину, но царь Иван III был не настолько наивен, чтобы выпускать из страны человека, знающего все секреты главной крепости его державы. К тому же итальянец был прекрасным артиллеристом, а царь как раз замышлял поход на Тверь. Поэтому государь прибавил «военспецу» жалованья и убедительно попросил не уезжать, а когда Фиораванти все же попытался покинуть Москву тайно, посадил его под арест. После этого – по доброй воле или под принуждением – в походе на Тверь итальянец все же поучаствовал, а дальше никаких упоминаний о нем не встречается. Одна из версий: будто бы государь московский щедро вознаградил наемника за его труды и отпустил с миром, да вот только не суждено было тому вернуться к себе в Болонью, поелику где-то в подмосковных лесах разбойники ограбили его и зарезали.

8. План Кремленград. 1600 год

Так оно было или нет, неизвестно. Возможно, зодчий тихо угас в подземельях Разбойного приказа… Нам этого уже не узнать. Бесспорно другое – царю были необходимы новые мастера, чтобы закончить возведение крепости. И желательно – итальянцы, поскольку им не составило бы труда разобраться в оставленных чертежах и схемах. И вновь послы принялись разыскивать и приглашать мастеров, сведущих в военном деле и строительстве. Итальянец, которого историк Карамзин называет Марко Руффо, а современники звали Марк Фрязин, построил Беклемишевскую башню с тайником-колодцем. Он же спроектировал и начал возводить Никольскую и Спасскую башни, а также Грановитую палату – но завершал эти работы уже другой мастер, которого в Москве называли Петр Фрязин. Вообще сложно понять, что побудило известного миланского архитектора Пьетро Антонио Солари покинуть родной город и отправиться в таинственную Московию. Видимо, посланники царя Московского умели уговаривать. А может быть, Солари рассудил в духе Юлия Цезаря, что «лучше быть первым в Неаполе, чем вторым в Риме». Стать главным архитектором столицы чужой, но богатой страны – совсем не то же самое, что оставаться одним из зодчих родного города. Всего за три года Солари построил Спасскую, Сенатскую, Константино-Еленинскую, Угловую Арсенальную и Боровицкую башни.

9. Алексеев Ф. Я. Благовещенский собор и Грановитая палата 1800

Однако в 1493 году Солари умер, и строительство Кремля затормозилось. Потом из Милана приехал Алоизио да Карезано. Он был не только архитектором – но инженером в более широком смысле, как это бывало в те времена. Этот итальянец умел лить пушки, и вскоре на берегу Неглинки появился Пушечный двор. Умел делать порох, и основанное им производство так и называли – «Алевизов двор». В 1499-1508 годах он строил Большой Кремлевский дворец и крепостную стену от дворца до Боровицкой башни. В 1508-1519 годах он занимался стенами, башнями и рвами Кремля со стороны Неглинной. Звали его тогда уже не Алевиз Фрязин, а Алевиз Старый, но совсем не из-за возраста. Дело в том, что в 1504 году в Москве появился его тезка – Алоизио Ламберти да Монтаньяна, который Алевизом Новым был прозван сразу, хотя очень даже не сразу удалось этому итальянцу добраться до Москвы.

10. Васнецов А.М. Пушечно-литейный двор на реке Неглинной в XVII век. 1918 год

Вместе с пригласившими его русскими послами Дмитрием Ралевым и Митрофаном Карачаровым он больше чем на год застрял в Крыму при дворе крымского хана Менгли-Гирея. А может быть, правильнее будет сказать, что это послы застряли вместе с архитектором, которого хан в добровольно-принудительном порядке привлек к постройке своего дворца в Бахчисарае. Когда дворец был почти закончен, а письма царя Московского к хану стали совсем неприятными, Менгли-Гирей с почетом проводил делегацию в Москву, где Алевиз Новый принял участие в строительстве Архангельского собора в Кремле, а также возвел в разных частях столицы более 15 церквей, часть из которых даже стоит до сих пор, хотя и в перестроенном виде. Как умер Алевиз Старый, сведений не сохранилось, но вот когда случился взрыв на организованном им пороховом заводе, среди погибших, вероятно, был и Алевиз Новый, поскольку в более поздние времена никаких упоминаний о нем не встречается.

11. Архангельский собор. Фотография И.Ф. Барщевского 1890-х годов
Виктор Сутормин
  • ВКонтакте
  • Facebook
 
 

Ближайшие экскурсии

Волшебный мир Замоскворечья

Продолжительность: 2 часа

Гид: Денис Дроздов

Дата: 21 АПР в 16:00

От Варварских ворот до Хитровки: три века московского криминала

Продолжительность: 2 часа

Гид: Виктор Сутормин

Дата: 21 АПР в 17:00

Детская экскурсия вокруг Театральной площади

Продолжительность: 1,5-2 часа

Гид: Денис Дроздов

Дата: 28 АПР в 13:30

Волшебный модерн. Большая Дмитровка и окрестности

Продолжительность: 2 часа

Гид: Александра Гурьянова

Дата: 28 АПР в 14:00

Последние новости

Все новости

Презентация нового путеводителя Дениса Дроздова в легендарном книжном магазине

Денис Дроздов представит свою новую книгу «Пешеходные прогулки по центру Москвы» в магазине «Молодая гвардия»

02 Апрель 2023

Наш экскурсовод Татьяна Воронцова рассказала зрителям «Москвы 24» о съемках известных фильмов

Программа «Тайны кино» телеканала «Москва 24» с участием нашего экскурсовода Татьяны Воронцовой

24 Октябрь 2022

Наш экскурсовод Денис Дроздов ответил на вопросы читателей книги «Большая Полянка»

Денис Дроздов встретился с читателями в легендарном магазине «Молодая гвардия» на Большой Полянке

19 Сентябрь 2022

Денис Дроздов встретится с читателями в Центральном детском магазине на Лубянке

Денис Дроздов представит в легендарном магазине свою книгу и прочитает лекцию о Москве

12 Сентябрь 2022

Последние статьи в блоге о Москве

Все статьи

Дворец Долгоруковых на Пречистенке

Великолепный дворец Долгоруковых многие десятилетия являлся одним из самых роскошных строений улицы Пречистенки

30 Март 2024

Троицкая башня и звезды Кремля

Построенная Алевизом Старым в начале XVI века Троицкая башня получила это название вскоре после воцарения Романовых по приказу Михаила Федоровича

30 Январь 2024

Храм Илии Обыденного в Обыденском переулке

Обыденские переулки близ Остоженки названы в честь храма Илии Пророка Обыденного. Они назывались также Ильинскими

30 Декабрь 2023

Дом графа Бобринского и Стена Цоя на Арбате

Невысокое строение было возведено в конце XVIII века. После 1812 года его фасады подновлялись, получив отделку в стиле ампир

30 Ноябрь 2023

Последние фото- и видеоотчеты

Все фото- и видеоотчеты